Пройдя от Балтийского моря до Каспия по Волжскому пути, купцы отправлялись на территорию современного Ирана, за что путь часто называли «Из Варяг в Персы» или «Из Варяг в Арабы».
Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь - самый ранний из трёх великих речных путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом в раннем средневековье.
Свое глобальное торговое значение данный маршрут приобрёл уже в VIII веке н.э., однако к началу XI века н.э. уступил лидирующую позицию Варя́жскому пути (более известному под названием «Из Варяг в Греки»).
Но и тот просуществовал не долго. После падения Константинополя в 1204 году, центр европейской торговли переместился в Венецианскую Респрублику, Варяжский путь потерял свою торговую актуальность и пришёл в упадок. А последующее нашествие Орды в Нижнее и Среднее Поднепровье положило конец пути «Из Варяг в Греки».
В то же время, Волжский путь продолжал существовать и укреплять свое региональное значение. В начале XVIII века при Петре I строятся первые искусственные системы каналов (Вышневолоцкая, Тихвинская и Мариинская), упрощающие проход судов из Волги к Балтийскому морю.
В ХХ веке на смену Мариинской системе пришел Волго-Балтийский канал, а между Доном и Волгой прорыли Волго-Донской канал.
В настоящее время Волжский, или Волго-Балтийский торговый путь является единственным действующим маршрутом из трех великих речных путей Древней Руси.
Великий Волжский путь сыграл особую роль в развитии славянских, финно-угорских, тюркских и скандинавских народов Европы в отношении организации городов, транспорта, ремесла, путей сообщения, международных рынков, а в конечном итоге, становления государств, властных институтов, производственных отношений.
Его этнографическое изучение и анализ изменения значимости на фоне исторического развития всей страны, позволит понять и объяснить культурные особенности народов России, традиции и происхождение уникальных методов производства и ведения хозяйства, обусловленные влиянием Волги.