МЕНЮ

ПУТЬ из ВАРЯГ в ПЕРСЫ

XII веков славной истории

Экспедиция.
День 8 (запись 16).
Переход из Санкт-Петербурга в Ладогу по Неве. Потеряли якорь. Сели на мель.

10.05.2021

Сегодня встали в 6 утра.
В 6-50 стартовали вверх по Неве даже не позавтракав.
Планируем пройти путь от Питера (из яхт-клуба «Восточный») до Шлиссельбурга и остановиться на Ладоге в яхт-клубе «Кошкинский фарватер», с которым мы созвонились и согласовали наш приход еще вчера.
По пути предстоит преодолеть знаменитые Ивановские пороги, которыми нас неоднократно пугали коллеги-яхтсмены, сомневаясь в способности яхты их осилить.

Почти сразу начал моросить мелкий дождик, хотя после обеда обещали хорошую погоду и потепление.
Если честно, то во время ночной проводки через Питер мы невероятно замерзли, и теперь очень хочется погреться на солнышке. Но с солнышком сейчас напряженка...
Течение на Неве очень сильное. Идем около 3 узлов. Вода бурлит за бортом. Встречаются водовороты. Русло часто поворачивает. Приходится прижиматься то к одному, то к другому берегу, где скорость потока немного ниже.

Первые пару часов нас окружают городские пейзажи спальных районов. Город уже надоел. Хочется природы. Но берега Невы плотно заселены: то спальные районы, то промзоны.
Постепенно их сменяют дачные домики, в перемешу с малоэтажной застройкой.

Часов в 10 проснулась Белла, поставила чайник, накормила нас купленными вчера пирожками. Выходить не захотела. Так всю дорогу и просидела в каюте, рисуя в телефоне.
Мелкий сидел с нами в кокпите.

После железнодорожного моста начали связываться по рации с диспетчером Ивановских порогов.
Девушка уточнила наши размеры, осадку, высоту мачты и сказала выйти на связь с ней после прохождения Холма Славы.

Течение постепенно усиливалось.
Это было заметно по лежащим под натиском воды буям.
Но мы шли достаточно бодро.
Примерно через час мы увидели небольшую треугольную гору. Опознали ее как Холм Славы.
Снова связались с диспетчером.
Девушка сказала, что дорога свободна, можем идти.

Течение все усиливалось. Вода бурлила. Фарватер извивался, как змея.
Прошли малые пороги.
Бакины и вешки там лежат практически горизонтально под напором воды. Со всех сторон мели.
Подошли к узкому месту.
Слева от нас небольшая насыпь из камней, напоминающая волнорез.
Здесь вода просто кипит. А перед насыпью на надувной лодке спокойно сидят с удочками рыбаки.
Поравнялись и встали.
Двигатель молотит на полную, а мы не то что не движемся вперед, но даже ползем немного назад (по ощущениям).
Витя скомандовал раскрыть геную.
Направление ветра позволяло.
Парус придал нам скорости и яхта легко преодолела самый сложный отрезок пути.
Вскоре на повороте геную пришлось свернуть, так как направление ветра изменилось. Но там течение уже не было таким сильным.

Ранее мы много читали в блогах и на формух о проблемах на Ивановских порогах. Кто-то искал для яхты буксир. Другие помогали стационарному двигателю подталкивая яхту сзади тузиком с подвесником (но для нас это не вариант, наш тузик весельный). Про прохождение порогов под парусом не писал никто. Так что еще один лайфхак в копилку сообщества.

Дальше команда шла с воодушевлением. Мы опережали намеченный на сегодня график.

Подходя к Ладоге связались с диспетчером Шлиссельбурга.
Девушка уточнила наши размеры, осадку, водоизмещение, допустимую высоту волны и строго-настрого запретила выходить в озеро.
В документах указана максимальная высота волны для нашего судна 1,2 метра, а на Ладоге сегодня ожидалось до 1-1,5. Довод, что на таких яхтах совершена не одна кругосветка Диспетчера не устроил.
Витя попытался поспорить с диспетчером. Но та была непоколебима. Сказала стоять и ждать.

Мы начали искать место для якоря на краю фарватера.
И тут снова глохнет и дымит движок.
Повторяется ситуация двухдневной давности, на подходе к Питреу.
Срочно выбрасываем приготовленный якорь. Держит.
Сообщаем диспетчеру о наличии неисправности, на всякий случай.
Уже по отработанной схеме Витя разбирает пол кокпита, меняет трубку, заливает купленный накануне антифриз.

Лодку крутит ветром и течением.
Как только двигатель ожил, якорю пополз. Яхту вынесло на середину фарватера поперек движения.
Витя начал срочно вытягивать якорь. Тяжело. Намотал веревку на лебедку.
Лодку крутило ветром и течением из стороны в строну. Якорная веревка оказывалась под лодкой.
Яхту несло на буй.
Якорь не поддавался.
Я завела двигатель, но, видимо, дала мало оборотов. Мощности не хватило чтобы быстро развернуть судно.
Веревка дернула Витю, прокрутив его кисти через лебедку. Он повис на леере держа веревку и крича от боли.
Естественно, сил не хватило.
Как на зло, край веревки не был закреплен на утке. Она выскользнула из рук, порвав Вите непром и перчатки.
Мы потеряли якорь и цепь.

Срочно вышли на связь с диспетчером. Сообщили, что поломка устранена и мы готовы идти.
Девушка дала добро на проход до базы отдыха «Кошкинский фарватер».
Встать здесь на запасной якорю у нас врят ли бы получилось. Он очень легкий.

СЛЕДУЮЩАЯ ЗАПИСЬ

В подавленном настроении мы пошли в сторону Орехового острова.
Здесь начинаются мели и фарватер весьма извилист.
Минут через 20, недалеко от входа в Новоладожский накал нас остановил катер ГИМС для проверки документов.
Швартоваться не стали. Держали друг за дружку руками.

Пока Витя искал спрятанные в непромокаемые сумки бумаги, я поговорила с инспекторами. Они не рекомендовали идти через Ладогу в такое волнение, предложили обойти каналом.
По документам к нами никаких претензий не было.
Инспекторы пожелали нам удачной дороги и отошли.
Если честно, до этого нас никогда не останавливали сотрудники ГИМС. Это было впервые.

Оставив вход в канал позади мы вышли к крепости «Орешек», построенной новгородцами в 1323 году для охраны северных рубежей от Шведов. С тех пор она неоднократно завоёвывалась и переходила от одной стороны к другой. Кому принадлежала крепость, тот и устанавливал порядок прохода из Ладоги в Неву по воде. Не даром Пётр основал здесь Шлиссельбург, что в переводе на русский означает «город-ключ».

Здесь начинается Кошкинский фарватер, искусственно углублений на местном мелководье для развития судоходства в регионе.
Свое название он получил благодаря огибаемому мысу Кошкин (сейчас его называют Маяцкий Носок).
Фарватер достаточно узкий и петляющий из стороны в сторону, хорошо обозначен буями по обоим краям.
Шаг вправо, шаг в лево здесь грозит посадкой судно на мель. Мы в этом убедились на собственном опыте на подходе к одноименной базе отдыха и яхт-клубу.

Сотрудник яхт-клуба сориентировал нас повернуть в сторону заправки, стенд которой хорошо виден, перед двумя красными буями.
Мы повернули метров за 20 до них.
Оказалось, рано.
Уперлись носом в песок (или глину).
А дальше было целое представление.
Цирк «Дюсолей» отдыхает.
Задним ходом слезть с мели не удалось.
Выкинули гик в бок.
Витя залез на него, дошел до конца, повис на краю.
Его веса не хватило, чтобы существенно накренить яхту.
Тогда в ход пошли канистры с горючим.
Привязали их к гикошкоту и выкинули за борт.
Витя забрался обратно на гик.
Яхта накренилась.
Тихонько задним ходом мы слезли с мели и пошли обратно на фарватер разбираться, где же все таких проход к яхт-клубу.

Яхта управлялась с трудом, так как канистры все еще висели на гике, раскачивались и создавали крен и толчки.
Оказалось, мы повернули перед теми буями, но слишком рано.
На наших глаза большой катер завернул прямо метрах в двух от знаков и пошел по прямой к пристани.
Последовали за ним.

Шли осторожно.
Здесь очень мелко.
На причале практически только катера. Всего пара мачт.
Небольшая яхта, стоявшая недалеко от входа в марину показалась мне знакомой. Я точно видела ее в Инстаграме.

Так и есть. Хозяин яхты – наш подписчик, вышел и поприветствовал нас. Сориентировал, где гостевой причал. Там уже ждала женщина, указывая, где вставать.
Пришвартовались в 16-05.
Даже с учетом всех передряг дошли быстрее, чем рассчитывали.

Познакомились с нашим подписчиком лично.
Его зовут Владимир, он живет недалеко, и базируется в этом яхт-клубе. Собственно, по его комментариям на нашем канале в YouTube Витя и узнал об этом месте. Услышав о приключившейся у нас истории с якорем, Владимир отдал нам свой запасной. За что мы безмерно благодарны. Серьезно выручил. Перспектива идти дальше без нормального якоря нас пугала. А купить якорь по дороге задача еще та. Не самый ходовой товар. Обычно, под заказ.

Мы пригласили Владимира поужинать, но он отказался. Спешил с семьей домой. Завтра, как-никак, первый рабочий день после десятидневных майских выходных.

Решили сразу заправиться. Связались с администратором заправки. Из-за низкой посещаемости на водной заправке сотрудник постоянно не сидит, а приходит по звонку.
По телефону нам сказали подходить, швартоваться.
Мы пришли. Там никого.
Прошло 15 мин. Никого.
Еще раз позвонили, - не отвечает.
Так простояли минут 40 на заправке, пока не пришел сотрудник. Уж не знаю из каких дальних далей он к нам ехал.

Дизель тоже не сразу пошел. Что-то заело в пистолете.
Все через одно место сегодня.

Вернувшись с заправки, сходили по очереди в душ и успели до закрытия в местный плавучий ресторанчик на ужин. Цены здесь процентов на 30 выше обычных. Но за этот насыщенный событиями день мы так устали, что готовить уже не было сил. А завтра пересекать Ладогу.

Перед сном снова связались в диспетчером Шлиссельбурга. Прогноз не изменился. Волна 1,5 и нас опять не выпустят. Поразмыслив, решили не рисковать и пойти в обход каналом.